Проект приказа

ПРОЕКТ

Региональная стратегия действий в интересах детей

на 2012 – 2017 годы

Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

Общая оценка ситуации

В Калининградской области количество детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно имеет тенденцию к увеличению: от 160921 в 2010 году до 165059 в 2011 году. Удельный вес детей в общем количестве населения области: 17 % в 2010 году, 17,5 % в 2011 году. Показатель рождаемости сохраняет тенденцию к постепенному увеличению. В 2011 году рождаемость в Калининградской области составила 11,8 на 1000 населения. Рост показателя рождаемости за 10 лет - 45 % (от 8,0 в 2000 году до 11,8 в 2011 году). Число детей, родившихся в 2011 году – 11068 (на 370 человек больше, чем в 2010 году). Показатель младенческой смертности за 2011 год– 4,5 на 1000 родившихся (по Российской Федерации – 7,5).

Младенческая смертность в 2011 году осталась на уровне предыдущего года. Особенно интенсивным было снижение показателя в 2010 году по сравнению с 2009 годом (37 % в течение одного года). Всего снижение младенческой смертности к 2012 году составило 76,5 % от уровня 2000 года, когда показатель был на максимальном уровне – 19,6 на 1000 родившихся детей.

В 2012 году имеет место тенденция к увеличению показателя, что связано с переходом Российской Федерации на новые критерии живорождения от 22 недели гестации и от 500 г массы тела ребенка.

Активно работает государственное автономное учреждение Калининградской области «Региональный перинатальный центр», открытый в сентябре 2009 года, который обеспечен необходимым современным высокотехнологичным оборудованием: аппаратурой ультразвуковой диагностики экспертного и среднего класса, наркозно-дыхательным оборудованием, аппаратурой для искусственной вентиляции легких, реанимобилем.

За 2010 год в центре принято 3098 родов, рождено 3152 ребенка.

За 2011 год - 3198 родов, рождено 3254 ребенка.

В течение 2011 года продолжалась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» по направлениям охраны здоровья матери и ребенка:

- за год по программе «Родовые сертификаты» в учреждения здравоохранения направлено региональным отделением Фонда социального страхования средств на сумму 111393 тыс. рублей, средства направлялись на повышение заработной платы медицинских работников, приобреталось медицинское оборудование и расходные материалы, медикаменты;

- 99 % детей первого года жизни проходят диспансеризацию;

- осуществляется вакцинация детского населения, в том числе против гриппа; в осенний период 2011 года иммунизировано против гриппа 67187 детей (100 % от числа подлежащих вакцинации), что предотвратило эпидемию зимой 2011 - 2012 года в нашей области.

В рамках реализация целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011- 2012 годы» 25 % средств направлено на развитие детского здравоохранения, большая часть этих средств предусмотрена для улучшения деятельности ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области». В 2011 году на обеспечение больницы современным оборудованием было выделено 149,1 млн. рублей. В 2012 году – для оснащения Детской областной больницы выделено 225,8 млн. рублей.

В детских поликлиниках города Калининграда имеется рентгеновское оборудование, УЗ аппараты, лабораторное оборудование в достаточном количестве.

В рамках программы модернизации осуществляется диспансеризация подростков 14 лет, направленная, в основном, на раннее выявление нарушений репродуктивного здоровья.

Реализация подпрограммы «Здоровый ребенок» целевой программы Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на 2008 – 2012 годы» положительно повлияла на демографическую ситуацию.

При формировании новой областной целевой Программы развития здравоохранения Калининградской области с 2013 года будут предусматриваться мероприятия по дальнейшему оснащению детских поликлиник, обеспечению лечебно-диагностического процесса при хронических социально значимых заболеваниях у детей. Проект программы направлен, в том числе, на обеспечение дорогостоящего лечения при стационарном лечении детей с тяжелыми заболеваниями в Детской областной больнице. Включены в проект программы также мероприятия по расширению иммунизации детей Калининградской области в рамках регионального календаря профилактических прививок против пневмококковой инфекции, ветряной оспы, папилломавирусной инфекции.

Для повышения доступности медицинской помощи Министерством здравоохранения Калининградской области принят ряд мер:

с 1 января 2012 года исключены из системы фондодержания и системы взаиморасчетов расходы за оказание стационарной медицинской помощи и скорой медицинской помощи;

для обеспечения диагностики заболеваний определены пять диагностических центров, в том числе 2 детских (в Детской областной больнице и в Городской детской поликлинике № 6);

объем финансирования расходов на здравоохранение, в том числе детское, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи увеличен за 2010 – 2011 годы на 2,5 млрд. рублей или в 1,7 раза.

Одно из важных направлений работы - охрана репродуктивного здоровья населения. Звеньями системы охраны репродуктивного здоровья являются женские консультации, центры охраны репродуктивного здоровья подростков, детские поликлиники, центр планирования семьи и репродукции в составе Регионального перинатального центра, родовспомогательные учреждения Калининградской области.

С 1992 года в Калининградской области функционирует Центр планирования семьи и репродукции, вошедший с 2009 года в структуру ГАУ Калининградской области «Региональный перинатальный центр». Это специализированное консультативное и лечебно-диагностическое подразделение, осуществляющее также профильную организационно-методическую работу в городах и районах Калининградской области. В Центре интегрированы три службы - собственно служба планирования семьи, медико-генетическая служба и служба охраны репродуктивного здоровья подростков. Ежегодно в амбулаторно-поликлинические подразделения Центра осуществляется 21-23 тысячи посещений. Большое внимание уделяется лечению бесплодия, как у женщин, так и у мужчин, что актуально в настоящее время, углубленному исследованию беременных женщин (каждая беременная женщина на 11 – 14 неделе беременности проходит обязательное экспертное обследование в Центре).

Показателем результата работы по планированию семьи является уменьшение числа прерываний беременности:

Год

2007

2008

2009

2010

2011

Число прерываний беременности

9681

8400

7739

6915

6586

Снижение числа абортов за 5 лет составило 32 %.

Показатель прерываний беременности у женщин детородного возраста соответствует среднему по России (пять лет назад он был значительно выше данных по РФ).

В целях предупреждения прерывания беременности в женских консультациях г. Калининграда работают психологи (в районах области их недостаточно), консультирование в целях предупреждения прерываний беременности проводят врачи акушеры-гинекологи, особое внимание уделяется женщинам с первой беременностью. Для женщин группы социального риска работает консультация «Маленький мир» в Родильном доме № 4 Калининграда, в центральных районных больницах районов области имеются кабинеты планирования семьи.

Учреждения здравоохранения взаимодействуют с учреждениями социальной помощи населению: «Центр социальной помощи семье и детям», «Областной кризисный центр помощи женщинам». По направлениям женских консультаций комплексная помощь оказывается молодым семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, юным беременным женщинам. В рамках соглашения о социальном партнерстве с 2007 года Областной кризисный центр помощи женщинам работает с женскими консультациями, информация об услугах кризисного центра размещается в поликлиниках и фельдшерско-акушерских пунктах.

В области проводится работа по формированию здорового образа жизни населения, особое внимание уделяется при этом детям школьного возраста. В системе здравоохранения координирующей структурой по данному направлению является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области». Профилактическую работу, направленную на предупреждение нарушений здоровья, проводят также: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Инфекционная больница Калининградской области» (с Центром СПИД), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер Калининградской области», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр специализированных видов медицинской помощи Калининградской области» и другие.

С 2009 года в Калининградской области выполняется работа по организации Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у населения, включая сокращение потребления алкоголя и табака (Центры здоровья). В 2011 году в области функционировали 5 Центров здоровья, в том числе 1 для детей, который работает наиболее активно (ГБУЗ «Городская детская больница № 1»).

Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывают 34 учреждения здравоохранения, в том числе – 20 поликлиник в составе центральных городских и районных больниц, 6 детских поликлиник г.Калининграда, 2 городских поликлиники с участками врачей общей практики, 1 – городская детская стоматологическая поликлиника, консультативная поликлиника Детской областной больницы, медико-генетическая консультация Регионального перинатального центра, поликлинические отделения Областного противотуберкулезного диспансера, Центра специализированных видов медицинской помощи (дерматология, венерология), диспансерное отделение Психиатрической больницы № 1.

Амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам по охране репродуктивного здоровья, при беременности и родах: женские консультации функционируют в каждом муниципальном образовании: 21 – в центральных районных и центральных городских больницах, 3 – в городе Калининграде (одна - самостоятельное учреждение здравоохранения, 2 – в составе родильных домов №№ 3 и 4).

Проведение УЗ – диагностики во втором и третьем триместрах осуществляется в женских консультациях первичного звена или, в нескольких случаях (при отсутствии специалистов) – в других муниципалитетах, наиболее близко расположенных, на договорных условиях с взаиморасчетами в системе ОМС. При наличии медицинских показаний исследования во втором и третьем триместрах продолжаются в центре планирования семьи и репродукции.

С 2011 года в центре проводится углубленное исследование всех беременных женщин на 11 – 14 неделе беременности на наличие нарушений развития плода (биохимическая пренатальная диагностика, экспертное УЗИ, медико-генетическое консультирование, по показаниям – инвазивная диагностика). Централизованным скринингом в настоящее время охвачено 86 % беременных женщин.

Стационарзамещающие технологии в педиатрии, акушерстве и гинекологии. В детских поликлиниках дневные стационары более востребованы и развиты в г. Калининграде: в 6 поликлиниках функционируют дневные стационары, наиболее развита их деятельность в городских детских поликлиниках № 1, № 2. Наибольшим спросом пользуются дневные стационары в оказании медицинской помощи детям раннего возраста с перинатальной неврологической патологией, детям школьного возраста с гастроэнтерологической патологией, заболеваниями органов дыхания. В сельских районах дневные стационары нецелесообразны. Планируется их развитие в наиболее крупных муниципальных образованиях для городского населения (Калининград, Советск, Черняховск). В Детской областной больнице функционирует офтальмологический дневной стационар.

В женских консультациях: дневные стационары работают в консультациях города Калининграда, в Черняховске (в основном – для городского населения). Всего в области открыто 174 койки стационаров дневного пребывания акушерско-гинекологического профиля. На областном уровне дневные стационары работают в центре планирования семьи и репродукции Регионального перинатального центра, в Родильном доме № 1.

Развитие реабилитационной помощи детям. Реабилитационная помощь детям оказывается в детских поликлиниках (физиотерапевтические кабинеты, кабинеты лечебной физкультуры, дневные стационары), жителям города Калининграда и ближайших муниципальных образований – в ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области» (отделение реабилитации для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, работающее в амбулаторном режиме). Пациенты с неврологической патологией, в том числе – с детским церебральным параличом, получают социально-медицинско-педагогическую реабилитацию в Государственном социальном учреждении «Детство».

Плановые курсы реабилитационного лечения при неврологической патологии проводятся в ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области». Дети направляются в федеральные государственные санаторные учреждения, расположенные на территории области (ортопедического, пульмонологического и психоневрологического профиля), а также за ее пределами.

Стационарная, специализированная и высокотехнологичная педиатрическая и акушерско-гинекологическая помощь. В части обеспеченности педиатрическими койками: в период с 2001 по 2011 год в муниципальных образованиях Калининградской области происходила оптимизация коечного фонда учреждений здравоохранения. В связи с низкими показателями занятости (ниже 200 дней в году по ряду учреждений) педиатрические койки по решениям органов местного самоуправления были сокращены. Сокращено было также количество инфекционных отделений, так как их заполняемость, часто зависящая от сезонной заболеваемости, была крайне низкой (ниже 150 дней в году), дальнейшее сокращение педиатрических коек не планируется.

Всего по области количество педиатрических (неспециализированных) коек уменьшилось от 213 в 2009 году до 149 в 2011 году. Число детских инфекционных коек уменьшилось от 177 в 2009 году до 164 в 2011 году. При этом количество специализированных детских коек увеличилось от 425 в 2009 году до 467 в 2011 году. В настоящее время в муниципальных образованиях работают 10 детских отделений, в двух муниципалитетах – по 5 коек в составе терапевтических отделений, при этом показатель числа дней занятости койки в течение года – 323.

Функционируют инфекционные отделения в больницах Советска, Краснознаменска, Черняховска (инфекционная больница), в которых большая часть коек – детские. Сократилось число коек в ГБУЗ «Инфекционная больница Калининградской области», детском инфекционном отделении ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница» от 100 до 70 в связи с лицензионными требованиями к помещениям.

В федеральные медицинские центры в 2011 году направлен 1101 ребенок, проведено стационарное лечение за счет средств федерального бюджета – 423 детям. Остальные пациенты получили консультацию и рекомендации по дальнейшему лечению в учреждениях области. В исключительных случаях, при необходимости транспортировки больных, находящихся в крайне тяжелом состоянии, в том числе на искусственной вентиляции легких, решаются вопросы о специальных авиарейсах МЧС или федерального центра медицины катастроф с оплатой из средств областного или федерального бюджета. В настоящее время решается вопрос об обеспечении лечения таких пациентов в учреждениях здравоохранения Калининградской области (закупка оборудования и обучение специалистов для лечения ретинопатии недоношенных детей) или в открываемом федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии (врожденные пороки сердечно-сосудистой системы).

Работу по первичной профилактике зависимостей в сфере здравоохранения осуществляют государственные бюджетные учреждения здравоохранения Калининградской области: Центр медицинской профилактики и реабилитации, Инфекционная больница (Центр СПИД), Наркологический диспансер.

Учреждения имеют ежегодные планы профилактической работы и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами управления и учреждениями образования, социальной защиты населения, другими структурами.

ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области» координирует работу всех учреждений здравоохранения Калининградской области по вопросам просветительской деятельности среди населения, в учреждениях образования по профилактике алкоголизма, употребления наркотических веществ. Центр проводит семинары для медицинских, педагогических, социальных работников по рассматриваемым темам.

На базе Центра медицинской профилактики и реабилитации работает лекторий для подростков по формированию здорового образа жизни. Занятия с подростками 14-18 лет проводятся ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Лекции проводят специалисты Центра по специальным адаптированным с учетом возраста детей программам. Посещение лектория осуществляется бесплатно на основании графика, составленного в результате поданных заявок от образовательных учреждений и заключенных договоров о взаимодействии.

В Центре работает горячая линия «Телефон доверия» (ежедневно). За период 2010 – 2011 годов было принято 723 звонка по вопросам отклоняющегося поведения в подростковой среде. Функционируют антикризисный центр для подростков, студия психотерапии семейных отношений.

В муниципалитетах в целях формирования здорового образа жизни центральные районные больницы проводят циклы бесед с подростками старших классов общеобразовательных школ, детских домов, лицеев, колледжей, объясняя природу зависимостей от курения и алкоголя, которые являются «входными воротами» для приобщения к наркотикам.

Учреждения здравоохранения отмечают большую распространенность в последние годы табакокурения и употребления пива среди подростков.

Наркологическая помощь лицам, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, осуществляется в ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» (далее – Наркологический диспансер).

Все виды наркологической помощи (амбулаторная и стационарная) предоставляются Наркологическим диспансером жителям города Калининграда. Стационарная, консультативная и организационно-методическая наркологическая помощь - жителям остальных муниципальных образований области.

В муниципалитетах помощь оказывается наркологическими кабинетами учреждений здравоохранения.

В настоящее время наркологические кабинеты функционируют не во всех муниципальных образованиях области, также не во всех муниципальных образованиях имеются квалифицированные кадры специалистов.

Прием в наркологических кабинетах ведется в 18 муниципальных образованиях, включая Калининград. При этом работа осуществляется психиатрами – наркологами (8), совместителями из других муниципальных образований или психиатрами, имеющими подготовку по наркологии.

Специалистов психиатров - наркологов недостаточно, возможно привлечение их из других регионов или подготовка из числа студентов медицинского факультета ФБУ им. Канта путем создания на базе Наркологического диспансера научного студенческого общества.

Детских врачей психиатров-наркологов в Калининградской области 2 – в Наркологическом диспансере и в Психиатрической больнице № 2.

Наркологический диспансер в целом укомплектован квалифицированными кадрами, оснащен современной лечебно-диагностической и лабораторной аппаратурой. Всем больным, получившим неотложную медицинскую помощь в стационаре больницы, предлагается продолжение лечения в амбулаторных условиях в целях полного отказа от употребления наркотиков. В учреждении развернуто поликлиническое отделение, где помимо врачей-наркологов работают врач-психотерапевт и медицинские психологи (3), и функционируют психотерапевтические группы. Все виды амбулаторной и стационарной наркологической помощи оказываются за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

Специалисты Наркологического диспансера обучают работников заинтересованных учреждений методикам профилактической работы, основанным на современных подходах в предупреждении зависимостей у несовершеннолетних, которые предполагают направленность на формирование индивидуальных базовых психологических навыков, повышающих устойчивость подростков к патологическим влияниям среды обитания.

Системные проблемы. Перспективы развития.

Проблемы реализации прав детей и женщин на качественную медицинскую помощь связаны, в основном, с недостаточной обеспеченностью медицинскими кадрами, например по ряду поликлиник недостаток участковых педиатров достигает 40 %, крайне недостаточно врачей специалистов, особенно детских эндокринологов, в стационарных учреждениях – анестезиологов-реаниматологов.

Приток молодых кадров в педиатрическую службу за последние десять лет – 32 человека (трудоустроенных в медицинские организации), приток врачей – специалистов в детскую службу за 10 лет – 23 человека, что не перекрывает оттока врачей в связи с возрастом или другими причинами.

В целях решения проблемы проводится следующая работа.

В Федеральном Балтийском Университете им. И. Канта открыт медицинский факультет.В 2010 году был произведен уже пятый набор студентов на медицинский факультет университета, развиваются учебные базы в лечебных учреждениях, первый выпуск молодых врачей состоялся в 2012 году, ведется также подготовка медицинских специалистов среднего звена.

Организовано повышение квалификации врачей разных специальностей, ежегодно в регионе проводится 10-20 выездных циклов повышения квалификации, на которых обучаются более 800 врачей, проходят повышение квалификации более 1200 средних медицинских работников в год.

Министерством здравоохранения Калининградской области осуществляется целевая подготовка молодых специалистов для нужд учреждений здравоохранения, привлечение медицинских кадров из других регионов, привлечение медицинских кадров из числа участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за границей, приглашение выпускников медицинских ВУЗов России для трудоустройства в Калининградской области.

При этом необходимы меры социальной поддержки врачей-педиатров, особенно молодых врачей, в целях привлечения их и укрепления в этой службе.

В связи с недостаточностью медицинских психологов в учреждениях здравоохранения в целях обеспечения медико-социальной помощи женщинам и детям, в том числе - в части обеспечения работы психологов с беременными женщинами группы социального риска и детьми подросткового возраста целесообразно дальнейшее развитие взаимодействия с учреждениями социальной защиты.

Необходима активизация деятельности кабинетов планирования семьи в женских консультациях и центров охраны репродуктивного здоровья подростков. Центры репродуктивного здоровья подростков открывались и активно работали в области с 2006 года (было организовано 10 центров в муниципальных образованиях и один – областного координирующего уровня в центре планирования семьи и репродукции). Однако, в последние годы в связи с недостатком кадров врачей, подготовленных по вопросам подростковой гинекологии, и недостаточностью финансирования здравоохранения области в период 2009 – 2010 годов часть центров прекратили свою работу и в настоящее время функционирует только 4 центра.

Так как деятельность центров имела положительные результаты, целесообразно расширение их сети, подготовка специалистов.

На период до 2020 года предполагается развитие двухуровневой системы амбулаторной акушерско-гинекологической помощи с максимальной централизацией ее на базе Регионального перинатального центра (центра планирования семьи и репродукции), что целесообразно в условиях небольшой территории области. Для достижения этой цели необходимо строительство второй очереди Регионального перинатального центра: целесообразен перенос центра планирования семьи и репродукции на основную территорию РПЦ (в настоящее время он находится в здании, расположенном по другому адресу, что затрудняет комплексную работу), открытие центра вспомогательных репродуктивных технологий.

В настоящее время периодически (при сезонном подъеме инфекционных заболеваний) возникают трудности с местами для госпитализации детей.

Проведенный анализ работы детских инфекционных коек установил потребность в их расширении, что возможно выполнить в учреждениях Черняховска и Советска; рассматривается такая возможность (по согласованию с Роспотребнадзором и Роздравнадзором) в инфекционном отделении ГБУЗ Калининградской области «Центральная городская клиническая больница» и в ГБУЗ «Инфекционная больница Калининградской области», при этом необходимо решить также кадровые вопросы.

В целях комплексного решения вопроса запланировано строительство новой инфекционной больницы в рамках федеральной целевой программы Калининградской области, где будут открыты, в том числе, детские боксированные инфекционные койки.

Дневные стационары: после подготовки помещений здания бывшей медсанчасти рыбаков (проведение капитального ремонта) возможно развитие дневного стационара неврологического, ортопедического, эндокринологического, оторинолярингологического профилей. В Детской областной больнице необходимо также создание Центра малоинвазивной хирургии на базе дневного стационара. Целесообразно включение объекта ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» (капитальный ремонт здания стационара бывшей медсанчасти рыбаков) в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года. Помещения, в которых размещаются женские консультации, не позволяют развивать стационарзамещающие технологии в полной мере, необходимо рассмотрение возможности расширения помещений женских консультаций для организации дневных стационаров.

В Калининградской области нет стационарного реабилитационного учреждения для детей. Такое учреждение может быть создано на базе ГБУЗ Калининградской области «Городская детская больница» в Калининграде. Больница не приспособлена для интенсивного лечения. Больница с 2012 года преобразована из муниципального учреждения в государственное бюджетное учреждение. Для создания реабилитационного центра необходимо проведение ремонта здания больницы и оснащение его реабилитационным оборудованием, что планируется, укомплектование врачами для профильной реабилитации.

Планируется также согласование с 2013 года «долечивания» детей в трех санаториях указанного профиля за счет средств ОМС после курса лечения в Детской областной больнице, в первую очередь – пациентов ортопедического профиля в ФГБУ «Детский ортопедический санаторий «Пионерск».

В настоящее время наркологические кабинеты функционируют не во всех муниципальных образованиях области, также не во всех муниципальных образованиях имеются квалифицированные кадры специалистов.

Необходимо повышение эффективности всех видов профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков в Калининградской области.

Основные задачи

Улучшение доступности всех видов медицинской помощи детям путем решения вопросов кадрового обеспечения педиатрической службы.

Дальнейшее улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям

Создание условий для сохранения здоровья каждого ребенка с рождения путем обеспечения в каждом родовспомогательном учреждении полного комплекса обследования детей, в том числе на наличие врожденных пороков развития, определение групп риска по реализации перинатальной патологии в целях своевременного обеспечения всех видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной, высокотехнологичной).

Дальнейшее внедрение стандартов в оказании медицинской помощи детям в сфере здравоохранения, доступное лекарственное обеспечение при амбулаторном и стационарном лечении детей.

Развитие взаимодействия с учреждениями социальной защиты в сфере развития медико-социальной помощи беременным женщинам и детям.

Открытие в муниципальных образованиях области центов охраны репродуктивного здоровья подростков, развитие их сети на базе центральных районных и городских больниц с включением обеспечения их деятельности в программу обязательного медицинского страхования.

Развитие детского центра здоровья в структуре ГБУЗ Калининградской области «Городская детская поликлиника № 1», его взаимодействия с образовательными учреждениями, работа по расширению сети центров здоровья для детей.

Развитие стационарзамещающих видов медицинской помощи.

Разработка совместно с федеральной службой медико-социальной экспертизы предложений по внесению изменений в критерии для установления категории «ребенок-инвалид», направления предложений в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Развитие реабилитационной помощи детям с особыми потребностями в поликлиниках, стационарах, реабилитационном центе.

Внедрение программы «долечивания» детей в рамках ОМС на базе государственных и частных санаторных учреждений, функционирующих на территории Калининградской области. Взаимодействие с федеральными государственными санаторно-курортными учреждениями по вопросам расширения возможностей санаторного лечения детей Калининградской области.

Разработка и внедрение ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области» информационных материалов по здоровому питанию для образовательных учреждений (для учеников, педагогов и родителей).

Повышения эффективности всех видов профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков.

Пути и средства достижения в решении задач

Разработка в течение 2013 года и представление в Правительство Калининградской области межведомственной программы кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Калининградской области врачами и средним медицинским персоналом, включающей меры социальной поддержки медицинских работников в целях укрепления их в государственном здравоохранении.

Разработка и утверждение нормативных и правовых документов в сфере здравоохранения (целевых программ, отраслевых приказов, межведомственных регламентов).

Разработка и утверждение плана мероприятий, реализация которых необходима для обеспечения порядков оказания медицинской помощи детям, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Создание совместно с Министерством социальной политики Калининградской области межведомственного регламента по организации службы сопровождения и поддержки беременных и рожениц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в целях предотвращения отказов от ребенка с учетом мероприятий, включенных в проекты целевых программ Калининградской области на 2013 – 2017 годы (создание социального центра для несовершеннолетних беременных, открытие пункта анонимного приема детей раннего возраста).

Работа по включению в Федеральную целевую программу развития Калининградской области строительства второй очереди Регионального перинатального центра в целях обеспечения на современном качественном уровне деятельности Центра планирования семьи и репродукции, базы для развития вспомогательный репродуктивных технологий.

Постоянное повышение квалификации врачей и медицинских сестер по вопросам реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей и детей раннего возраста, формирование и реализация плана повышения квалификации специалистов на 2013 – 2017 годы в целях снижения младенческой и детской смертности.

Плановая работа по обновлению морально и физически устаревшего медицинского оборудования для реанимации и интенсивной терапии детей периода новорожденности, других возрастных периодов путем включения соответствующих мероприятий в целевые программы Калининградской области в целях снижения младенческой и детской смертности.

Обеспечение 100 % охвата детей первого года жизни выполнением стандарта диспансеризации в рамках программы «Родовые сертификаты» в целях своевременного выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития. Разработка и утверждение отраслевым приказом алгоритма действий медицинских работников в целях своевременного оказания им медицинской помощи.

Обеспечение возможности экстренной транспортировки детей с тяжелыми заболеваниями, при наличии медицинских показаний, в федеральные медицинские центры специальным авиатранспортом за счет средств целевой программы Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2013 – 2017 годов» с утверждением порядка организации данного вида помощи.

Ежегодное утверждение плана выездной деятельности специалистов учреждений здравоохранения областного уровня в муниципальные образования для профилактической работы с детьми с учетом потребности детского населения и кадровой укомплектованности областных учреждений.

Ежегодное заключение соглашений Правительства Калининградской области и Министерства здравоохранения Российской Федерации о софинансировании проектов по софинансированию обеспечения скрининг-диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей в родовспомогательных учреждениях.

Обеспечение охвата беременных женщин и новорожденных детей пренатальной (дородовой) диагностикой нарушений развития ребенка и неонатальным скринингом на врожденные и наследственные заболевания не менее 95 % от числа родившихся, включая генетическое обследование по медицинским показаниям.

Разработка и утверждение Министерством здравоохранения и Министерством социальной политики Калининградской области межведомственного порядка (регламента) комплексной диагностики медико-социального неблагополучия в семье в связи с нарушением здоровья ребенка или наличия социального риска в семье, составляющего угрозу жизни и здоровья ребенка и алгоритма оказания медико-социальной помощи семье.

Разработка и утверждение плана организационных мер по улучшению условий для нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.

Ежеквартальный мониторинг ситуации в части получения детьми высокотехнологичной медицинской помощи с принятием оперативных мер по сокращению времени ожидания лечения.

Принятие отраслевых нормативных документом по взаимодействию учреждений здравоохранения Калининградской области с вступающим в действие Федеральным центром сердечно-сосудистой хирургии в части оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям.

Создание регионального регистра детей с редкими (орфанными) заболеваниями с включением их в федеральный регистр, включение в областные целевые программы лекарственного обеспечения (обеспечения лечебным питанием) их лечения на период решения вопроса финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Привлечение средств благотворительных пожертвований при решении вопросов оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям при наличии причин, препятствующих обеспечению лечения за счет бюджетных средств всех уровней. Формирование базы данных о благотворительных фондах, других организациях, имеющих возможность оказания благотворительной помощи, в Министерстве здравоохранения Калининградской области. Привлечение общественных организаций к работе по данному вопросу.

Открытие коек паллиативной медицинской помощи детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями.

Ежегодная диспансеризация детей-сирот и детей, пребывающих в трудной жизненной ситуации в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Проведение подготовительной работы совместно с Территориальным фондом ОМС, планирование финансовой обеспеченности в рамках программы ОМС, разработка и утверждение нормативных документов, утверждение плана открытия в структуре учреждений здравоохранения Калининградской области центров репродуктивного здоровья подростков в 2014 – 2017 годах, одной из задач которых является просветительская работа по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.

Изучение возможности и планирование создания в структуре детских поликлиник центров (отделений) медико-социальной помощи подросткам. Взаимодействие поликлиник с Центром социальной поддержки семье и детям Министерства социальной политики Калининградской области.

Взаимодействие с Министерством социальной политики Калининградской области в работе по созданию и разработке алгоритма деятельности кризисного центра «Маленькая мама»

Продолжение плановой работы по лицензированию медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях.

Планирования совместно с ТФОМС организации «долечивания» детей на базе санаторных учреждений, функционирующих на территории Калининградской области.

Взаимодействие с федеральными государственными санаторно-курортными учреждениями по вопросам расширения возможностей санаторного лечения детей Калининградской области, изучение возможностей создания условий для работы в режиме «мать и дитя».

В целях повышения ответственности медицинского персонала за некачественное оказание медицинской помощи детям обеспечить выполнение приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 28 ноября 2011 года № 317 «О работе комиссии по анализу случаев младенческой, детской, материнской и гинекологической смерти (лечебно-контрольная комиссия)», проводить ежемесячный анализ жалоб на качество медицинской помощи, поступающих в Министерство здравоохранения Калининградской области, с принятием мер по снижению коэффициента управления к руководителям учреждений при наличии большого количества жалоб на работу учреждения, при обоснованных жалобах по отдельным случаям некачественного оказания медицинской помощи.

В целях предупреждения зависимостей от психоактивных веществ у подростков:

- активизация взаимодействия учреждений здравоохранения, работающих в муниципальных образованиях, с Наркологическим диспансером посредством направления всех подростков, поставленных на профилактический учет, и их родителей на консультативный прием или на освидетельствование в диспансер;

- организация в Центре «Мост» опорной площадки для профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков с созданием в этом учреждении условий, исключающих употребление наркотиков, (сформирован и направлен в Центр «Мост», администрацию ГО «Город Калининград»);

- организация в рамках региональной целевой программы учебного центра на базе диспансера для учреждений образования, религиозных организаций, полиции и др. (курс - 6 лекционных часов и 2 часа тренинговых занятий);

- заключение соглашения Минздрава и Минобразования Калининградской области о взаимодействии Наркологического диспансера и учреждений образования по профилактике зависимостей.

Активизация деятельности ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области» по вопросам просветительской деятельности среди населения посредством:

- планирования и проведения семинаров для медицинских, педагогических, социальных работников по методологии профилактической работы;

- работы лектория для подростков по формированию здорового образа жизни и взаимодействия его с учреждениями образования;

- работы горячей линия «Телефон доверия»;

- деятельности антикризисного центра для подростков;

- деятельности студии психотерапии семейных отношений.

Изучение в течение 2013 года возможностей совместно территориальным фондом ОМС Калининградской области и дальнейшее планирование расширения сети детских центров здоровья в учреждениях здравоохранения Калининградской области.

Работа по реализации межведомственного регламента по предупреждению суицидов среди подростков в Калининградской области.

Ожидаемые результаты

№ п/п

Показатели

Единица изме-рения

2011

Год

(базовый)

2013

год

2014 год

2015

год

2016 год

2017

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Младенческая смертность на 1000 родившихся

коэфф.

4,5

6,9

6,5

6,3

6,0

5,5

по Российской Федерации

7,5

2

Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в об-щей численности

учащихся государ-ственных (муници-пальных) общеобра-зовательных учреждений

86,0

87,2

87,4

87,5

87,6

87,7

3

Доля информированности детей в возрасте 15-17 лет по вопросам сохранения здоровья матери и ребенка по данным анонимного анкетирования

%

30,0

35%

37%

39%

40%

42%

4

Охват детей первого года жизни диспансеризацией

%

97,7

98,0

98,2

98,5

98,8

100,0

5

Охват диспансеризацией пребывающих в стационарных учреждениях детей – сирот и детей,

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

пребывающих в трудной жизненной ситуации

Охват диспансеризацией детей в возрасте 14 лет

%

83,0

90,0

95,0

98,0

100,0

100,0

6

Доля детей, страдающих фенилкетонурией, бесперебойно получающих специальное лечебное питание

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

7.

Выживаемость детей, страдающих злокачественными заболеваниями, более 5 лет после установления диагноза

%

72,0

73,0

74,0

75,0

75,5

76,0

8

Число случаев насильственной смерти детей первого года жизни (инфантицид)

Ед.

1

2

0

0

0

0

9

Доля охвата девочек 12 лет вакцинацией против ВПЧ-инфекции

%

0

20

40

60

80

85

10

Число детей, привитых против пневмококковой инфекции

Ед.

0

1700

1800

1900

2000

2200

11

Число детей, вакцинированных против ветряной оспы

0

10182

10182

-

-

-

Механизмы реализации

- Целевые программы Калининградской области в сфере здравоохранения.

- Участие Калининградской области в федеральных целевых программах и проектах в сфере здравоохранения.

- Подготовка и внесение на согласование проектов постановлений Правительства Калининградской области.

- Организационные меры по выполнению мероприятий, издание отраслевых приказов Министерства здравоохранения Калининградской области для учреждений здравоохранения.

- Утверждение планов мероприятий, в том числе межведомственных по отдельным направлениям Стратегии.

Возможные риски и пути преодоления

- Кадровый дефицит в системе здравоохранения (пути преодоления указаны в проекте Стратегии).

- Дефицит финансирования планируемых мероприятий из средств бюджета и ОМС (пути преодоления целесообразно обсудить на заседании рабочей группы).

- Недостаточная поддержка сферы здравоохранения со стороны населения, общественных организаций, СМИ (пути преодоления целесообразно обсудить на заседании рабочей группы). 


Дата публикации: 13.08.2012

Возврат к списку